КИЕВСКАЯ РУСЬ
Благотворительность была неотъемлемой частью быта русского народа еще с самого начала Киевской Руси. Уже о святой равноапостольной княгине Ольге мы знаем, что она одевала нагих и помогала вдовам, сиротам, нищим и другим нуждающимся.
После крещения Руси благотворительность быстро развивалась даже в государственных структурах. Согласно летописи, великий князь Владимир повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор за едой, питьем и деньгами. А тем, кто не мог приходить, развозили припасы по домам.
В “Поучении” Владимир Мономах пишет своим сыновьям: “Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще по силе кормите и придавайте сироте, и вдовицю оправьдите сами, а не давайте сильным погубите человека”.
Говорят, что нигде в средневековой Европе не существовала такой хорошо организованной системы “социальной помощи”, как в Киевской Руси.
МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО
Но уже через несколько столетий благотворительности был нанесен первый тяжелый удар. В 1239 году монголы завоевали и разрушили Киевскую Русь. Монголо-татарское иго продолжалось на Руси более двухсот лет, и когда Русь от него освободилась, стало ясно, что достичь высокого нравственного уровня, свойственного Киевской Руси, уже невозможно. Насилие, несправедливость и жестокость стали скорее правилом, нежели исключением.
Но даже в этот период благотворительность не исчезла, а нашла приют в монастырях. Из житий святых явствует, что сохранилась и личная благотворительность. Юродивые своей жизнью показали относительность земных богатств и мудрости, добровольно отказавшись от них. Принимая милостыню от сострадательных, они никогда не брали у богачей, “нажившихся неправдою”.
БРАТСТВА
С XV столетия в Западной России по инициативе мирян стало образовываться все больше церковных братств. Эти братства играли в ХVI-ХVII веках важную роль в защите православия, которое находилось под угрозой насильственного объединения с Римом.
Часто эти братства называли Братством любви или Братством милосердия, поскольку устраивали больницы, богадельни и ночлежные дома для паломников и путешественников. Нередко они учреждали типографии и открывали школы.
ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ
Государственная система общественного призрения получила еще большее развитие при царях династии Романовых. Русские цари накануне больших праздников рано утром тайно посещали больницы и богадельни, где из собственных рук раздавали милостыню арестантам и призреваемым. По преданию, царь Алексей Михайлович самолично в простой одежде посещал дома бедняков и интересовался их нуждами, оказывал потребную помощь. В воскресные дни он ходил в темницы к заключенным. При нем нищим выдавалось годовое жалование по 4 рубля 50 копеек на каждого.
Большое внимание благотворительности уделяла императрица Екатерина Великая, создавшая первое в России благотворительное общество – Воспитательное общество благородных девиц, и учредившая специальные учреждения социальной защиты – Приказы общественного призрения.
Жена императора Павла I, императрица Мария Федоровна, организовала целую сеть благотворительных учреждений, известных под названием “Учреждения императрицы Марии Федоровны” – они ставивших своей целью заботу о детях, инвалидах, вдовах и престарелых.
XX ВЕК
Серьезный удар по благотворительности нанес коммунизм. Все церковные благотворительные учреждения были закрыты, иноки и инокини должны были искать работу, если не были арестованы.
После октябрьской революции продолжать дело благотворительности, особенно в организованном виде, становилось все труднее. Во время голода на Волге, в начале 20-х годов Патриарх Тихон учредил Всерусскую церковную комиссию для оказания помощи голодающим. Советская власть, однако, сочла это излишним. ВЦИК постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи, в том числе священные сосуды и иную богослужебную утварь.
Позже Александр Солженицын в “Архипелаге ГУЛАГ” отметит: “Один из таких любимейших тюремных разговоров – разговор о тюремных традициях, о том, как сидели раньше. Больше всего умиляет нас, что раньше быть политзаключенным была гордость, что не только их истинные родственники не отрекались от них, но приезжали незнакомые девушки и под видом невест добивались свиданий. А прежняя всеобщая традиция праздничных передач арестантам? Никто в России не начинал разговляться, не отнеся передачи безымянным арестантам на общий тюремный котел. Несли рождественские окорока, пироги, кулебяки, куличи. Какая-нибудь бедная старушка – и та несла десяток крашеных яиц, и сердце ее облегчалось. И куда же делась эта русская доброта? Ее заменила сознательность”.
Тем не менее, целиком искоренить благотворительность в СССР не получилось – ведь у русского народа всегда оставалась возможность для личной, частной благотворительной помощи.